В процессе ведения хозяйственной деятельности многие организации нередко сталкиваются с рядом проблем, ведущих к нарушению ведения бухгалтерского учета. Это может быть недостаточная квалификация бухгалтера, может быть временное отсутствие лица, ответственного за бухучет (например, старый главный бухгалтер уволился, а нового фирма еще не нашла), в некоторых случаях – банальная утрата каких-то отчетных документов. Такие нарушения могут иметь самые различные, но крайне неприятные последствия, вплоть до полной блокировки расчетного счета компании налоговой инспекцией.
В таких случаях приходится проводить восстановление бухгалтерского учета – осуществлять комплекс мер, направленных на приведение отчетности в надлежащий вид, на систематизацию документации и на заполнение возможных в ней прорех. Как правило, если уж бухгалтерский учет велся с нарушениями, то привести все в норму своими силами практически нереально, поэтому за подобными услугами обращаются в специальные консалтинговые компании.
В зависимости от специфики деятельности фирмы и степени нарушений, различают несколько видов восстановления бухгалтерского учета. Частичное подразумевает восстановление лишь некоторых участков, а не всей бухгалтерской документации. Например, это может быть восстановление только банковских операций или только сведений по заработной плате. Полное – это ввод всей первичной документации за весь период деятельности компании, начиная с самого первого ее отчетного периода, и последующая передача налоговой отчетности во все инстанции – в инспекцию федеральной налоговой службы, в пенсионный фонд, фонд социального страхования, в федеральную службу государственной статистики. Срочное восстановление может понадобиться, если в процессе деятельности организации вышестоящая инстанция внезапно заблокировала доступ к ее счетам – в этом случае консалтинговая компания прилагает все усилия, чтобы закончить работу максимально быстро, но, если документацию за прошлые отчетные периоды разыскать в рамках отведенного на процедуры времени не удается, то она может быть составлена на основе статистики имеющихся документов. Это делается, чтобы предоставить в налоговую хоть что-то, а восстановлением подлинников можно будет заняться и потом.
26.08.2013