Уплата НДФЛ по месту нахождения головного офиса


Опубликовано в газете "Инофрмационные технологии и право", № 1 (67), 13 января 2004 г.

Наша организация уплачивала налог на доходы физических лиц по месту нахождения головного офиса, в том числе и по обособленному подразделению, находящемуся в Ленинградской области. По результатам налоговой проверки по месту нахождения обособленного подразделения нам доначислили налог, пени и привлекли к ответственности по ст. 122 НК РФ. Есть ли у нас шанс признать решение ИМНС недействительным в судебном порядке?

Подобное дело уже рассмотрено в Федеральном Арбитражном суде Северо-Западного округа.

Доводы налогоплательщика сводились к следующему:

в соответствии со ст. 19 Закона РФ «О налоговой системе РФ» и ст. 13 НК РФ подоходный налог (налог на доходы) физических лиц является федеральным налогом. Следовательно, нарушение порядка уплаты этого налога в части деятельности обособленного подразделения не влечет за собой непоступления суммы налога в федеральный бюджет. Поэтому нет оснований для доначисления налога по месту нахождения обособленного подразделения и привлечения к ответственности за неуплату налога.

Суд признал решение инспекции правомерным по следующим основаниям:

пунктом 3 статьи 19 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" предусмотрено, что этот налог относится к числу регулирующих доходных источников, а суммы отчислений по нему, зачисляемые непосредственно в республиканский бюджет республики в составе Российской Федерации, в краевые, областные бюджеты краев и областей, областной бюджет автономной области, окружные бюджеты автономных округов и бюджеты других уровней, определяются при утверждении республиканского бюджета республики в составе Российской Федерации, краевого, областного бюджетов краев и областей, областного бюджета автономной области, окружных бюджетов автономных округов.

Как следует из статьи 8 Областного закона Ленинградской области от 30.03.99 N 25-ОЗ "Об областном бюджете Ленинградской области на 1999 год" и приложения N 5 к этому закону, нормативы отчислений сумм подоходного налога с физических лиц в бюджеты муниципальных образований: города Гатчины и Гатчинского района в 1999 году составили по 100 процентов.
В соответствии со статьей 9 Федерального закона от 27.12.2000 N 150-ФЗ "О федеральном бюджете на 2001 год", статьей 4 Областного закона Ленинградской области от 29.12.2000 N 45-ОЗ "Об областном бюджете Ленинградской области на 2001 год" и приложением N 3 к этому закону нормативы отчислений по подоходному налогу в 2001 году составили: в федеральный бюджет - 1 процент, в бюджет Ленинградской области с 01.01.2001 по 31.03.2001 - 89,1 процента, с 01.04.2001 по 31.12.2001 - 79,2 процента, в местный бюджет (как города Гатчины, так и Гатчинского района) с 01.01.2001 по 31.03.2001 - 9,9 процента, а с 01.04.2001 по 31.12.2001 - 19,8 процента.
В 2002 году согласно приложению N 2 к Федеральному закону от 30.12.2001 N 194-ФЗ "О федеральном бюджете на 2002 год", статье 4 Областного закона Ленинградской области от 06.12.2001 N 65-ОЗ "Об областном бюджете Ленинградской области на 2002 год" и приложению N 3 к этому закону нормативы отчислений по подоходному налогу составили: 80 процентов - бюджет Ленинградской области и 20 процентов - местные бюджеты.

Таким образом, подоходный налог распределяется между тремя уровнями бюджетов: федеральным, бюджетом субъекта Российской Федерации и местным бюджетом.

Порядок уплаты подоходного налога определен статьей 9 Закона "О подоходном налоге", согласно которой предприятия, учреждения, организации (в том числе филиалы и другие обособленные подразделения предприятий, учреждений, организаций, имеющие отдельный баланс и расчетный счет) обязаны перечислять в бюджет суммы исчисленного и удержанного с физических лиц налога не позднее дня фактического получения в банке наличных денежных средств на оплату труда либо не позднее дня перечисления со счетов указанных организаций в банке по поручениям работников причитающихся им сумм. Предприятия, учреждения, организации (в том числе филиалы и другие обособленные подразделения предприятий, учреждений, организаций, имеющие отдельный баланс и расчетный счет), выплачивающие суммы на оплату труда из выручки от реализации продукции, выполнения работ и оказания услуг, перечисляют исчисленные суммы налога в банки не позднее дня, следующего за днем выплаты денежных средств на оплату труда.

Перечисление налога за филиалы и другие обособленные подразделения предприятий, учреждений, организаций, не имеющих счетов в банках, осуществляют их головные организации в бюджет по месту нахождения указанных филиалов и других обособленных подразделений одновременно с перечислением средств на оплату труда, а при выплате средств на оплату труда из выручки - не позднее дня, следующего за днем выплаты средств на оплату труда.

Из содержания приведенных норм следует, что подоходный налог подлежит уплате по месту нахождения организации и по месту нахождения ее обособленных подразделений.

Аналогичные нормы содержатся и в главе 23 Налогового кодекса Российской Федерации "Налог на доходы физических лиц", вступившей в силу с 01.01.2001.

Так, в соответствии с пунктом 7 статьи 226 НК РФ совокупная сумма налога, исчисленная и удержанная налоговым агентом у налогоплательщика, в отношении которого он признается источником дохода, уплачивается по месту учета налогового агента в налоговом органе. Налоговые агенты - российские организации, имеющие обособленные подразделения, обязаны перечислять исчисленные и удержанные суммы налога как по месту своего нахождения, так и по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения. Причем сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по месту нахождения обособленного подразделения, определяется исходя из суммы дохода, подлежащего налогообложению, начисляемого и выплачиваемого работникам этих обособленных подразделений.
Налоговые агенты, имеющие обособленные подразделения, перечисляют удержанную сумму подоходного налога по месту своего нахождения и месту нахождения своих обособленных подразделений, без распределения ее по бюджетам.
При этом только часть уплаченного налога остается в местном бюджете.

Неуплата организацией налога по месту нахождения ее обособленного подразделения влечет непоступление части налога в местный бюджет, на территории которого расположено это обособленное подразделение.
По нашему мнению, позиция ФАС СЗО очень убедительна.

Береснева Марина Владимировна,
директор ООО "ЦЭП-Аудит"
 

НОВОСТИ АУДИТА

Как часто следует менять место работы фи…

Как часто следует менять место работы финансовым директорам

О смене работы задумывается время от времени большинство финансовых директоров компаний. Однако для окончательного принятия подобного решения нужно все за и против тщательно взвесить, оценить, какие на текущем месте работы имеются перспективы, какова экономическая ситуация в отрасли и просчитать ...

подробнее

Причины популярности услуги внутреннего …

Причины популярности услуги внутреннего аудита

Внутренний аудит сегодня считается из всех направлений карьерного роста для экономистов, бухгалтеров, теоретиков аудиторской деятельности и практикующих аудиторов наиболее перспективным. Если проанализировать даже поверхностно сайты рекрутинговых российских агентств, можно увидеть, что на специал...

подробнее

Чем аудитор отличается от бухгалтера?

Чем аудитор отличается от бухгалтера?

Не так давно в нашем лексиконе еще не было слова «аудитор» вообще. Мало кто догадывался о существовании профессии с таким названием. Впрочем, тайной работа аудитора и сегодня остается для большого числа людей.

подробнее

НАМ ДОВЕРЯЮТ

 

АКЦИЯ

 

ВАШ КОНСУЛЬТАНТ

Инга Мандаринка
Телефон:
8.800.326.38.92 (доб.777)
skype: inga.au.info