Уплата НДФЛ по месту нахождения головного офиса
Опубликовано в газете "Инофрмационные технологии и право", № 1 (67), 13 января 2004 г.
Наша организация уплачивала налог на доходы физических лиц по месту нахождения головного офиса, в том числе и по обособленному подразделению, находящемуся в Ленинградской области. По результатам налоговой проверки по месту нахождения обособленного подразделения нам доначислили налог, пени и привлекли к ответственности по ст. 122 НК РФ. Есть ли у нас шанс признать решение ИМНС недействительным в судебном порядке? Подобное дело уже рассмотрено в Федеральном Арбитражном суде Северо-Западного округа. Доводы налогоплательщика сводились к следующему: в соответствии со ст. 19 Закона РФ «О налоговой системе РФ» и ст. 13 НК РФ подоходный налог (налог на доходы) физических лиц является федеральным налогом. Следовательно, нарушение порядка уплаты этого налога в части деятельности обособленного подразделения не влечет за собой непоступления суммы налога в федеральный бюджет. Поэтому нет оснований для доначисления налога по месту нахождения обособленного подразделения и привлечения к ответственности за неуплату налога. Суд признал решение инспекции правомерным по следующим основаниям: пунктом 3 статьи 19 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" предусмотрено, что этот налог относится к числу регулирующих доходных источников, а суммы отчислений по нему, зачисляемые непосредственно в республиканский бюджет республики в составе Российской Федерации, в краевые, областные бюджеты краев и областей, областной бюджет автономной области, окружные бюджеты автономных округов и бюджеты других уровней, определяются при утверждении республиканского бюджета республики в составе Российской Федерации, краевого, областного бюджетов краев и областей, областного бюджета автономной области, окружных бюджетов автономных округов. Как следует из статьи 8 Областного закона Ленинградской области от 30.03.99 N 25-ОЗ "Об областном бюджете Ленинградской области на 1999 год" и приложения N 5 к этому закону, нормативы отчислений сумм подоходного налога с физических лиц в бюджеты муниципальных образований: города Гатчины и Гатчинского района в 1999 году составили по 100 процентов. В соответствии со статьей 9 Федерального закона от 27.12.2000 N 150-ФЗ "О федеральном бюджете на 2001 год", статьей 4 Областного закона Ленинградской области от 29.12.2000 N 45-ОЗ "Об областном бюджете Ленинградской области на 2001 год" и приложением N 3 к этому закону нормативы отчислений по подоходному налогу в 2001 году составили: в федеральный бюджет - 1 процент, в бюджет Ленинградской области с 01.01.2001 по 31.03.2001 - 89,1 процента, с 01.04.2001 по 31.12.2001 - 79,2 процента, в местный бюджет (как города Гатчины, так и Гатчинского района) с 01.01.2001 по 31.03.2001 - 9,9 процента, а с 01.04.2001 по 31.12.2001 - 19,8 процента. В 2002 году согласно приложению N 2 к Федеральному закону от 30.12.2001 N 194-ФЗ "О федеральном бюджете на 2002 год", статье 4 Областного закона Ленинградской области от 06.12.2001 N 65-ОЗ "Об областном бюджете Ленинградской области на 2002 год" и приложению N 3 к этому закону нормативы отчислений по подоходному налогу составили: 80 процентов - бюджет Ленинградской области и 20 процентов - местные бюджеты. Таким образом, подоходный налог распределяется между тремя уровнями бюджетов: федеральным, бюджетом субъекта Российской Федерации и местным бюджетом. Порядок уплаты подоходного налога определен статьей 9 Закона "О подоходном налоге", согласно которой предприятия, учреждения, организации (в том числе филиалы и другие обособленные подразделения предприятий, учреждений, организаций, имеющие отдельный баланс и расчетный счет) обязаны перечислять в бюджет суммы исчисленного и удержанного с физических лиц налога не позднее дня фактического получения в банке наличных денежных средств на оплату труда либо не позднее дня перечисления со счетов указанных организаций в банке по поручениям работников причитающихся им сумм. Предприятия, учреждения, организации (в том числе филиалы и другие обособленные подразделения предприятий, учреждений, организаций, имеющие отдельный баланс и расчетный счет), выплачивающие суммы на оплату труда из выручки от реализации продукции, выполнения работ и оказания услуг, перечисляют исчисленные суммы налога в банки не позднее дня, следующего за днем выплаты денежных средств на оплату труда. Перечисление налога за филиалы и другие обособленные подразделения предприятий, учреждений, организаций, не имеющих счетов в банках, осуществляют их головные организации в бюджет по месту нахождения указанных филиалов и других обособленных подразделений одновременно с перечислением средств на оплату труда, а при выплате средств на оплату труда из выручки - не позднее дня, следующего за днем выплаты средств на оплату труда. Из содержания приведенных норм следует, что подоходный налог подлежит уплате по месту нахождения организации и по месту нахождения ее обособленных подразделений. Аналогичные нормы содержатся и в главе 23 Налогового кодекса Российской Федерации "Налог на доходы физических лиц", вступившей в силу с 01.01.2001. Так, в соответствии с пунктом 7 статьи 226 НК РФ совокупная сумма налога, исчисленная и удержанная налоговым агентом у налогоплательщика, в отношении которого он признается источником дохода, уплачивается по месту учета налогового агента в налоговом органе. Налоговые агенты - российские организации, имеющие обособленные подразделения, обязаны перечислять исчисленные и удержанные суммы налога как по месту своего нахождения, так и по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения. Причем сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по месту нахождения обособленного подразделения, определяется исходя из суммы дохода, подлежащего налогообложению, начисляемого и выплачиваемого работникам этих обособленных подразделений. Налоговые агенты, имеющие обособленные подразделения, перечисляют удержанную сумму подоходного налога по месту своего нахождения и месту нахождения своих обособленных подразделений, без распределения ее по бюджетам. При этом только часть уплаченного налога остается в местном бюджете. Неуплата организацией налога по месту нахождения ее обособленного подразделения влечет непоступление части налога в местный бюджет, на территории которого расположено это обособленное подразделение. По нашему мнению, позиция ФАС СЗО очень убедительна. Береснева Марина Владимировна, директор ООО "ЦЭП-Аудит" НОВОСТИ АУДИТАКак часто следует менять место работы фи…О смене работы задумывается время от времени большинство финансовых директоров компаний. Однако для окончательного принятия подобного решения нужно все за и против тщательно взвесить, оценить, какие на текущем месте работы имеются перспективы, какова экономическая ситуация в отрасли и просчитать ... подробнееПричины популярности услуги внутреннего …Внутренний аудит сегодня считается из всех направлений карьерного роста для экономистов, бухгалтеров, теоретиков аудиторской деятельности и практикующих аудиторов наиболее перспективным. Если проанализировать даже поверхностно сайты рекрутинговых российских агентств, можно увидеть, что на специал... подробнееЧем аудитор отличается от бухгалтера?Не так давно в нашем лексиконе еще не было слова «аудитор» вообще. Мало кто догадывался о существовании профессии с таким названием. Впрочем, тайной работа аудитора и сегодня остается для большого числа людей. подробнее |
НАМ ДОВЕРЯЮТ
АКЦИЯ
ВАШ КОНСУЛЬТАНТ
|