В России на законодательном уровне уже не первый год внедряется институт саморегулирования. Сразу в нескольких сферах деятельности отраслевое законодательство предусматривает обязательно вхождение в СРО. Обязательным членство в СРО является для аудита, арбитражного управления, оценце, энергетических обследованиях, строительстве, сельскохозяйственных кооперативов и так далее. Не обязательно, но возможно оно для рынка ценных бумаг, рекламной, кадастровой и некоторых других видах деятельности. Сегодня в России работает более семисот саморегулируемых организаций.
Чем-то абсолютно новым саморегулирование для России не стало, несмотря на то, что было заимствовано с Запада. Согласно истории, уже несколько веков в нашей стране успешно применяется множество идей самоуправления и саморегулирования. Однако становление сегодня саморегулирования имеет принципиальную особенность, поскольку на Западе оно шло без регулирования со стороны правительства, у нас же именно государственным регулированием уже охвачены большинство задач и областей саморегулирования, они являются частью функций государства, которые следует заместить.
Впрочем, забывать о том, что и на Западе протекают некоторые изменения в этом плане, также не стоит. В частности, там под регулирование государством переходят некоторые области, которые традиционно до этого жили по законам саморегулирования. В частности, вводится государственный контроль за компаниями, которые осуществляют аудит публичных организаций. Планируется некоторые области перевести под контроль и межнационального регулирования. Понятно, что с учетом постоянно растущей глобализации Россию эти процессы также не обойдут стороной.
СРО обязаны взять на себя такие ключевые функций, как разработка правил и стандартов осуществления деятельности, а также контроль за соблюдением этих правил СРО, разработка и последующее внедрение механизма разбора споров и жалоб, как внутри организации, так и от сторонних лиц, обеспечение имущественной ответственности членов СРО.