Согласно статистике, чуть больше четырех пятых населения России когда-либо в своей жизни пользовались кредитными продуктами. Та же статистика сообщает, что более двух третей граждан нашей страны имеют какие-то долговые обязательства перед банками и сегодня, причем, учитывая, что кредиты, взятые по программам микрокредитования, предлагаемым множеством частных компаний, через эту статистику не проходят, можно смело предположить, что количество «должников» приближается все к тем же четырем пятым. Хорошо это или плохо – вопрос довольно спорный. С одной стороны, спрос на кредиты обозначает, что уверенность граждан в завтрашнем дне и в своей платежеспособности растет. С другой, вместе с ростом количества выданных кредитов и увеличением общей суммы заемных средств растет также и доля кредитов не возвращаемых.
Основная причина тому – вовсе не напряженная экономическая обстановка, как это может показаться с первого взгляда, а банальная финансовая неграмотность населения. Хотя ресурсов, которые могли бы помочь в этом плане людям просветиться, наподобие bank-portal.ru – вполне достаточно. Но так уж устроен российский человек – мы склонны клевать на красиво оформленное предложение легких денег (вечная наша любовь к халяве), и при этом совершенно не задумываться о том, что бесплатный сыр бывает только в мышеловке. На самом деле, как показывают социологические опросы, больше половины людей, когда-либо взявших кредиты, перед обращением в банк не проводили какой-то анализ рынка и не даже и не пытались сравнить условия, предлагаемые разными банками – люди просто видели рекламу, покупались на заманчивые процентные ставки и выгодные условия выдачи (наподобие «деньги через два часа после собеседования») и влезали в долговую яму, искренне считая, что вот здесь и сейчас они решат все свои финансовые проблемы.
Винить банки в активной, а порой и в агрессивной рекламной компании нельзя – это их бизнес, это их прибыль, без рекламы их доходы существенно уменьшились бы. То, что в рекламных постах самые ключевые моменты приписаны именно тем самым «мелким шрифтом» - тоже, по сути, не их вина. Никто ведь не винит продавца на рынке, наперебой расхваливающего свой товар – там мы всегда может повертеть предлагаемую вещь со всех сторон, потрогать материал, посмотреть на швы… в общем, всесторонне «ошупать». Потому что в данном случае мы деньги платим, а не получаем. А вот почему люди берут кредиты, обращая внимание в первую очередь на то, что сейчас им дают деньги, а уже потом задумываясь о том, что эти деньги нужно будет отдавать, да причем еще и с процентами – загадка характера русского человека.