Начинать бизнес в Росси сегодня не так уж и сложно, как могло бы показаться. Более того – именно сегодня это делать гораздо проще, чем, скажем, еще лет с десяток назад. Времена повсеместного прижимания частного бизнеса прошли – сегодня государство наконец-то узрело в частном капитале не врага, а партнера, и старается его заинтересовать в максимально широком спектре отраслей хозяйственной деятельности, даже в тех, которые еще не так давно считались прерогативой государства.
Производство оружия, например, возьмите – совсем недавно глава правительства на выставке, которая была организована представителями частного бизнеса по производству оружия, демонстрирующих свои новейшие разработки (и не только новейшие – некоторые из этих образцов уже стоят на вооружении у наших силовиков), признал, что у них получается лучше, чем у «госконтор». Да и в финансовом плане проще, чем раньше – и программы поддержки от того же государства, и кредиты на развитие, выдаваемые предпринимателям негосударственными банковскими структурами, заинтересованными в привлечении будущих потенциальных серьезных клиентов…
В общем, начинать легко. А вот продолжать – не очень-то. И дело даже не столько в современном налоговом законодательстве (которое, конечно, тоже своих проблем подкидывает), сколько в том, что маленький бизнес вести гораздо проще, чем расширяющийся. И одна из основных проблем – управление персоналом, управление производственными процессами. Все мы учились понемногу, но вот менеджмент организации учебник, по крайней мере, тот учебник, по которому преподавали экономику тем, кто сегодня пытается делать свои первые шаги на почве предпринимательства (а еще сколько молодежи по этим учебникам до сих пор учится), не рассматривал – раньше такой необходимости не было. В «совке» все было несколько проще – там и принцип коллективной ответственности гораздо лучше срабатывал (из-за чего такое понятие, как личная ответственность, было развито довольно слабо), и мотивация несколько иная была. Сейчас же, с переходом на новые модели функционирования рынка, все по-другому – каждый за что-то должен отвечать, но при этом отвечать никто ни за что не хочет. А управлять коллективом, каждый член которого только и думает, как бы свалить вину на соседа и скинуть ответственность со своих плеч на чьи-нибудь еще – это весьма сложно. И приходится переучиваться… Не только людей переучивать, но и сам руководитель должен что-то в себе менять.