Корректировка исходных данных при оценке консультационной компании


Береснев Сергей Савельевич,
директор ООО "ЦЭП"


Для вынесения оценочного суждения о качестве динамики развития предприятия принято проводить корректировку информации на инфляцию, а также нормализацию отчетности.

1. Корректировка ретроспективной информации на инфляцию

Такая корректировка осуществляется для корректного сопоставления производства и расходования ресурсов в материально-вещественном смысле, то есть для того, чтобы сопоставить их в одной единице измерения. При этом предполагается совместное и измеримое движение цен в крупных сегментах рынка.

Использование корректировки на инфляцию статей баланса консультационной компании можно реализовать общепринятыми методами. Вопрос в том, необходимо ли это делать? Приведут ли значительные необходимые затраты времени на это к получению существенной информации о компании?

По мнению автора, специфика организации консультационного бизнеса состоит во второстепенной роли активов, обычно отражаемых в балансе по правилам бухгалтерского учета. Основные характеристики деятельности компании – это валовые показатели выручки. Соотношение выручка/валюта баланса у консультационной компании обычно составляет от 2 до 10 в годовом исчислении. При этом, значительную часть валюты баланса составляют авансы полученные (пассив), денежные средства и дебиторская задолженность (актив). То есть, данные статьи баланса характеризуют текущую деятельность компании и могут изменяться очень быстро (например, после проведения расчетов по оплате труда специалистов валюта баланса может упасть для рассматриваемой компании вдвое).

Проведение корректировки на инфляцию статей отчета о прибылях и убытках консультационной компании представляется важным, так как должно позволить сделать заключение о наличии либо отсутствии развития. Под развитием в данном виде бизнеса обычно понимают рост выручки от предоставляемых услуг.

Обычно для такой корректировки используются пересчет в СКВ, либо применяются коэффициенты, отражающие рост цен в том или ином сегменте рынка. При этом предполагается, например, что отсутствие роста выручки в сопоставимых ценах говорит о стагнации компании. Для отраслей материального производства это в общем случае верно, так как предполагается сохранение производства (продаж) в том же физическом объеме.

Рынок консультационно-аудиторских услуг характеризуется большим разнообразием продуктов. Проблема состоит в отсутствии физического измерителя этих продуктов. Для ее решения при ценообразовании обычно используется элементарная единица измерения – 1 рабочий час. Проблема этой единицы в том, что:
• она несопоставима для различных видов работ, занятых специалистов, способов измерения;
• декларируемая информация о стоимости 1 часа абсолютно некорректно отражает фактическую стоимость часа, рассчитанную от объема работ;
• значительное число организаций не ведет фактического учета времени, а цены договоров определяются (либо обосновываются) от планового объема;
• стоимость часа зависит от размера и авторитета компании;
• ценовая политика является активным средством недобросовестной конкуренции в отдельные периоды.

Поэтому, во-первых, затруднено корректное определение уровня инфляции в данном сегменте (например, широкое распространение черного аудита и оценки формально может выглядеть как дефляция), во-вторых, структурные и институциональные изменения рынка (например, введение лицензирования) значительно влияют на цены.

Динамика стоимости 1 часа одной услуги в рассматриваемой компании также не может быть индикатором инфляции, так как изменение цен может являться следствием усиления позиций компании на рынке (увеличение гудвилла);
В этих условиях, по мнению автора, бессмысленно проводить корректировку отчетности консультационной компании на инфляцию, так как никакой новой достоверной информации для анализа это не даст.

Для вынесения суждения о наличии развития компании, по мнению автора, достаточно сопоставить индексы изменения выручки компании и объема выручки, например, ста крупнейших компаний страны, либо, что корректнее, суммарной выручки средних по размеру компаний, вошедших в рейтинги.
Анализ диаграммы позволяет отметить практически полное совпадение темпов роста компании и рынка в 1999 году, а также опережающее развитие в 2000 году.

2. Нормализация баланса и отчета о прибылях и убытках для целей анализа финансово-хозяйственной деятельности

 Нормализация баланса консультационной компании для целей анализа финансового состояния в значительном числе случаев не имеет смысла в связи тем, что значение баланса для вынесения заключений о финансово-хозяйственной деятельности компании невелико. Часто достаточно констатировать наличие или отсутствие «плохих» пассивов, долю денежных средств в активах, изменение величины основных средств.
 

НОВОСТИ АУДИТА

Как часто следует менять место работы фи…

Как часто следует менять место работы финансовым директорам

О смене работы задумывается время от времени большинство финансовых директоров компаний. Однако для окончательного принятия подобного решения нужно все за и против тщательно взвесить, оценить, какие на текущем месте работы имеются перспективы, какова экономическая ситуация в отрасли и просчитать ...

подробнее

Причины популярности услуги внутреннего …

Причины популярности услуги внутреннего аудита

Внутренний аудит сегодня считается из всех направлений карьерного роста для экономистов, бухгалтеров, теоретиков аудиторской деятельности и практикующих аудиторов наиболее перспективным. Если проанализировать даже поверхностно сайты рекрутинговых российских агентств, можно увидеть, что на специал...

подробнее

Чем аудитор отличается от бухгалтера?

Чем аудитор отличается от бухгалтера?

Не так давно в нашем лексиконе еще не было слова «аудитор» вообще. Мало кто догадывался о существовании профессии с таким названием. Впрочем, тайной работа аудитора и сегодня остается для большого числа людей.

подробнее

НАМ ДОВЕРЯЮТ

 

АКЦИЯ

 

ВАШ КОНСУЛЬТАНТ

Инга Мандаринка
Телефон:
8.800.326.38.92 (доб.777)
skype: inga.au.info