Мировая и отечественная практика в полной мере показывает что интересам государства, когда оно выступает в роли покупателя, отвечает конкурсная система. Независимо от того, реализуются ли его интересны на муниципальном или федеральном уровне.
С очень давнего времени в России существует система закупок для государственных нужд. О мероприятиях, которые, с какой-то точки зрения, уже можно рассматривать в качестве публичных торгов первые упоминания можно найти еще в документах, которые относятся к периоду правления Алексея Михайловича. Отношения между поставщиками и государством постепенно переходили к подходу экономическому от волевого. Во времена Петра Первого впервые была осуществлена публикация первого регламента публичных торгов на удовлетворение нужд государственных органов. В те времена первые конкурсы уже имели черты современных торгов, увидеть которые можно, например, посетив сайт госзаказа Санкт Петербург - http://www.rts-tender.ru/OpenArea/ReductionSearch.aspx?region=78. Закупки для Санкт-Петербурга и других городов в государственных целях отличаются публичностью и открытостью проводимого отбора, даже самые мелкие торги обязательно освящаются и их результаты публикуются.
Понятно, что чем больше выставлялось конкурсных торгов, тем больше было число злоупотреблений, которые были связаны с использование и распределением казенных средств. Уже с царских времен разрабатывались системы учета выигранных подрядов, отслеживания нарушений и система наказаний. До самой революции на протяжении целых двух веков постоянно совершенствовалась и развивалась система поиска для государственных заказов исполнителей по конкурсу. Продолжилось ее совершенствование и после революции, в частности, при смешенной экономике в условиях НЭПа государственные заказы распределялись похожим образом. Прекратились публичные торги только при переходе к плановому хозяйству в 1930 году.
Возвращение к ним сегодня вполне оправдано, поскольку открытость подобных торгов способствует конкурентной состязательности, что позволяет выбрать действительно самые выгодные предложения и оптимизировать расход бюджетных средств. Более того, Интернет значительно упростил контроль за участниками, что, конечно, сказалось на системе государственных заказов только благотворно.