Понятие «внутренний аудит» относительно недавно отечественному бизнесу было знакомо весьма отдаленно. Сейчас ситуация изменилась, можно сказать, кардинально. Крупные предприятия и компании достаточно активно создают службы внутреннего аудита и целые отделы, отдавая предпочтение обучению собственных сотрудников (финансистов, экономистов, бухгалтеров). Впрочем, спрос на специалистов такого рода с соответствующим дипломом и знаниями на рынке также продолжает стабильно расти. Какие же перспективы имеет специальность «внутренний аудитор», стоит ли о соответствующем обучении задумываться уже сейчас? Определиться с этим поможет понимание, что же такое внутренний аудит.
В качестве бизнес-инструмента и науки внутренний аудит начал развиваться в послевоенные годы. Основной задачей его в первые годы был контроль финансовой деятельности компании и анализ ее бухгалтерской отчетности. Стремительный рост предприятий и развитие экономики привели к необходимости увеличения количества функций, которые возлагаются на внутренний аудит, и сделали из всех инструментов финансового менеджмента наиболее эффективным. С помощью внутреннего аудита можно оценить риски, а также разработать необходимые для их снижения мероприятия, повысить эффективность протекающих в организации процессов и многое другое.
Внутренний аудит по своему определению является деятельностью, целью которой является предоставление объективных и независимых консультаций и гарантий, которые позволили бы сделать деятельность организации более совершенной. Гарантиями в данном определении выступают анализ, оценка и предоставление отчета собственникам бизнеса о том, насколько эффективно и надежно протекают бизнес-процессы в компании. Консультации же аудиторов предназначаются в основном административному управлению организации.