С 1 января 2013 года пиво и крепкие спиртные напитки будет запрещено рекламировать на страницах изданий, а запрет на рекламу табачных изделий вступит после принятия законопроекта Минздрава, который должно рассмотреть правительство. Между тем производители сигарет и СМИ, за исключением специализированных, не сильно переживают по этому поводу.
Сегодня реклама сигарет и курительных принадлежностей уже запрещена на радио и телевидении, а также на транспортных средствах и в наружной рекламе, пишет РБК daily. В печатных СМИ и Интернете она допускается ограниченно: нельзя размещать рекламу табачных изделий на обложках журналов и первой и последней полосах газет, кроме того, запрещено использовать изображения несовершеннолетних, а также демонстрировать позитивный эффект от курения. На днях премьер-министр Дмитрий Медведев в своем видеообращении призвал к запрету рекламы табачных изделий.
Как выяснила РБК daily, производители сигарет на продвижение своей продукции с января по август 2012 года потратили почти 497 млн руб., пояснила гендиректор агентства PHD Анастасия Никифорова со ссылкой на данные TNS Media. Объем рекламного рынка алкогольной продукции в печатных СМИ и Интернете в 2011 году, по данным «Видео Интернешнл», составил 1,211 млрд руб.
В связи с этим, по всей видимости, заявление премьер-министра не вызвало паники ни у табачных компаний, ни в рекламных отделах издательских домов. «Табачные компании давно смирились с тем, что реклама сигарет будет тотально запрещена, — рассказал РБК daily менеджер крупного производителя. — Этот пункт законопроекта Минздрава не вызывает особых возражений». Директор по коммуникациям JTI Анатолий Верещагин согласен, что "в запрете рекламы табачных изделий в печатных СМИ и Интернете нет ничего катастрофичного".
История предыдущего ужесточения рекламного законодательства для производителей сигарет показала, что в целом эта проблема их не слишком заботит. В апреле 2011 года правительство Москвы предложило убрать рекламу сигарет из метро, и крупнейшие табачные компании еще до принятия этого решения выступили с полной поддержкой инициативы.
Представителей издательских домов предложения Минздрава тоже не пугают. Доходы от рекламы сигарет и алкоголя формировали незначительную часть бюджета, говорят они. «То, в какой степени закон, запрещающий рекламу табака, ударит по рекламным доходам издательских домов, зависит от изданий, входящих в их состав", — говорит корпоративный коммерческий директор Hearst Shkulev Media Татьяна Першина.
Запрет на рекламу может оказаться критичным для специализированных табачных СМИ, которых, по словам главного редактора информагентства «Русский табак» Максима Королева, в России сегодня существует всего четыре.