ФНС обратила внимание на постановление президиума ВАС, в котором указано на недопустимость полного отказа в принятии расходов по сделке с сомнительным контрагентом. Вместе с тем, фискалы дали понять, что этот принцип не будет использоваться шире, чем следует из обстоятельств дела.
В письме от 24.12.2012 N СА-4-7/22020 ФНС рассказала, на что могут рассчитывать налогоплательщики с учетом применения постановления Президиума ВАС РФ от 03.07.2012 N 2341/12. Данный документ был принят по делу № А71-13079/2010-А17, которое мы неоднократно освещали. Налоговый орган счел поставщика сомнительным, но факт реальности хозяйственных операций не опровергал. ВАС указал, что в такой ситуации нельзя полностью отказывать в принятии расходов.
При принятии налоговым органом решения, в котором устанавливается недостоверность представленных налогоплательщиком документов и содержатся выводы о наличии в его действиях умысла на получение необоснованной налоговой выгоды либо непроявлении должной осмотрительности при выборе контрагента, реальный размер понесенных налогоплательщиком затрат при исчислении налога на прибыль подлежит определению исходя из рыночных цен, применяемых по аналогичным сделкам.
Эта правовая позиция ВАС упомянута и в письме ФНС. При этом ведомство отметило, что данный принцип не может применяться в отношении принятия к вычету НДС.
Не распространяется этот вывод и на те случаи, когда налоговым органом при проведении проверки доказано, что спорные хозоперации в реальности не осуществлялись. При этом инспекция должна также доказать и то, что "приобретенные" в ходе спорной сделки товары или услуги в деятельности налогоплательщика фактически не использовались.
В связи с этим, как следует из письма, налоговики должны при проведении проверок "устанавливать операции, которые действительно совершались - определять реальных производителей и поставщиков ... , устанавливать реальное движение товара, а также лиц, осуществлявших его транспортировку и т.п., и определять действительный размер понесенных налогоплательщиком расходов". Для расчета суммы расходов налоговики могут использовать, среди прочего, имеющуюся у них информацию об аналогичных сделках.
Налоговики должны доказать, что документы по сделке недостоверны, а налогоплательщик имел соответствующий умысел или проявил неосмотрительность в выборе контрагента, а также - что уровень цен, примененных в спорной сделке, существенно отклоняется от рыночного. Для этого инспекциям следует привлекать экспертов и специалистов, обладающих специальными знаниями и навыками для определения рыночных цен, а также принимать во внимание доводы налогоплательщика.
Возражения налоговых органов на представляемый налогоплательщиком в ходе судебного разбирательства расчет в обоснование рыночности цен, примененных по оспариваемым сделкам, должны быть аргументированы и документально подтверждены.