![]() |
Правительством разработан законопроект, которым предлагается внести в НК новый раздел V.2 "Контроль за исполнением банками обязанностей, установленных законодательством РФ о налогах и сборах". Новый раздел предполагает проверки своевременности перечисления банком клиентских налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов. Ранее мы уже проинформировали о нем.
На днях "Российская газета" рассказала о подробностях и предпосылках к разработке данного законопроекта.
В частности, по действующему НК налоговые органы лишены возможности проводить выездные проверки в банках по вопросам уплаты налогов и сборов их клиентами-налогоплательщиками. Банкам, пишет "РГ", неоднократно удавалось добиваться в суде признания незаконными инициатив по проведению подобных контрольных мероприятий (например, постановления ФАС СЗО N А42-6788/2010 от 20.07.2011, N А56-39973/2010 от 15.03.2011, постановление ФАС Московского округа N А40-8850/11-20-34 от 30.01.2012). Тем не менее, Минфин и ФНС с давних пор занимают более жесткую позицию, считая законным истребование у банков справок о наличии счетов и остатках денежных средств на них в отношении контрагентов проверяемой организации (Письмо Минфина России N 03-02-07/1-103 от 12.03.2010, Письмо ФНС России N ШТ-22-2/727@ от 18.09.2009).
Благодаря предлагаемым поправкам, отмечает издание, документальные проверки банков налоговыми инспекциями смогут проводиться значительно глубже, с выяснением неограниченного числа операций любых клиентов этого банка. Регламентация таких проверок предлагается в виде самостоятельной главы об этом особом виде проверок. При обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушении налогового законодательства, инспекторы, проводящие проверки, будут составлять акты. Обжаловать решение налоговой на основании акта можно будеть с помощью жалобы в вышестоящий налоговый орган или через суд.
В целом, порядок проведения указанных проверок очень напоминает выездные проверки налогоплательщиков. "РГ" отмечает, что при определении количества проверок банка не учитывается количество проведенных самостоятельных проверок его филиалов или представительств - значит, банки с развитой филиальной сетью могут оказаться под постоянным контролем налоговиков. В отличие от привычных проверок ФНС предметом этих проверок является соблюдение банком законодательства о налогах и сборах, правильность и своевременность перечисления им налогов, сборов, пеней, штрафов и процентов. В ходе проверки банк обязан обеспечить проверяющим возможность ознакомиться с документами, необходимыми для осуществления контроля - по общим правилам ст. 93 НК РФ в ответ на письменное требование налоговой банк в течение 10 дней представляет документы лично, почтой или по ТКС.
Особенно тревожит налогоплательщиков то, что эти проверки затронут не только деятельность банков по перечислению платежей в бюджет и исполнению требований о блокировании счетов должников: в ходе проверки исследуются первичные документы, и налоговые получат практически неограниченный доступ к выпискам по счетам всех клиентов любого банка, притом за несколько дней или даже недель (для перечисления налогов установлены лишь крайние сроки, но не конкретные дни). Формально инспекторы не имеют препятствий для использования данных из этих документов при проведении выездных проверок клиентов банка, особенно, если обнаружат переводы с участием фирм-"однодневок". Страдать в этом случае будут не "однодневки", а, скорее, их фирмы-партнеры, предполагает издание.
В банках, в числе прочего, опасаются, что для формирования и отправки массива данных, требующих изучения налоговыми органами, может потребоваться значительное количество человеко- или машиночасов, сообщает "РГ".