На совещании у первого вице-премьера Игоря Шувалова Минфин и Минэкономразвития могут снять разногласия по налогу на недвижимость. Такое предложение содержится в письме директора департамента экономики и финансов правительства РФ Валерия Сидоренко И.Шувалову, с текстом которого ознакомился "Интерфакс".
В декабре Минфин направил в правительство РФ свои предложения по поправкам в Налоговый кодекс (НК) и ряд других законодательных актов, предполагающие введение местного налога на недвижимость вместо налога на имущество физлиц и земельного налога с 2014 года.
Введение так называемого единого объекта налогообложения (жилое помещение плюс земельный участок, на котором расположено), как это изначально планировалось, пока не предлагается. Жилые и нежилые объекты, а также земельные участки будут облагаться отдельно по разным ставкам.
Как отмечается в законопроекте, Минфин предлагает дополнить Налоговый кодекс новой главой "Налог на недвижимое имущество". Объектом налогообложения предлагается признать расположенное в пределах муниципального образования недвижимое имущество: здания, строения, сооружение, жилое и нежилое помещение, объект незавершенного капитального строительства, земельный участок, налогоплательщиком - физлицо.
В качестве налоговой базы предлагается рассматривать кадастровую стоимость объекта на 1 января года, являющегося налоговым периодом, либо, если объект был образован в течение налогового периода, то кадастровую стоимость на момент его образования.
Налоговая база в отношении жилого помещения, расположенного в садоводческом, огородническом и дачном некоммерческом объединении, уменьшается на кадастровую стоимость 20 кв. м этого помещения.
Ставки налогов будут утверждаться муниципальными органами в пределах, установленных НК РФ.
Так, базовые ставки на жилые помещения не могут превышать 0,1% кадастровой стоимости объекта, для остальных объектов капитального строительства - 0,5% кадастровой стоимости, если их суммарная стоимость не превышает 300 млн рублей, если превышает - применяются повышенные ставки 0,5% и 1,5% соответственно. Для земельных участков предлагается установить ставку 0,3% в отношении участков, отнесенных к землям сельхозназначения, занятых жилищным фондом или приобретенных для личного подсобного хозяйства, и 1,5% - в отношении остальных участков.
Ставки могут дифференцироваться в зависимости от кадастровой стоимости и вида использования для жилых помещений и объектов капитального строительства, от категории земель и вида разрешенного использования - для участков. При этом размер ставки должен определяться, исходя из всей суммы кадастровой стоимости всех объектов, находящихся в собственности налогоплательщика.
При этом Минфин предлагает ввести новую систему льгот: не освобождение от уплаты налога некоторых категорий граждан, а уменьшение для них налогооблагаемой базы на кадастровую стоимость 30 кв. м жилого помещения и на кадастровую стоимость 1000 кв. м площади земельного участка. Такое уменьшение применяется в отношении только одного объекта каждого типа по выбору налогоплательщика.
Подобную льготу Минфин предлагает распространить на героев СССР, РФ, полных кавалеров ордена Славы, инвалидов I и II групп, инвалидов с детства, ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны и боевых действий, "чернобыльцев", граждан, подвергшихся воздействию радиации на ПО "Маяк" и Семипалатинском полигоне, граждан, принимавших участие в испытании ядерного оружия, получивших или перенесших лучевую болезнь.
Зачисляться налог на недвижимость будет полностью в муниципальные бюджеты. Переходить на данный налог муниципальные власти смогут постепенно до 2018 года.
По данным Федеральной налоговой службы (ФНС), прилагаемым к законопроекту, в целом по РФ сбор налога при текущем количестве объектов капитального строительства вырастет в 2,8 раза по сравнению с поступлениями налога на имущество физлиц в 2011 году и составит порядка 67 млрд рублей, а с учетом предполагаемого увеличения объектов налогообложения - в 5,4 раза, до 132 млрд рублей.
При этом в 2,8 раза возрастет и налоговая нагрузка - с 686 рублей по налогу на имущество физлиц в 2011 году до 1,892 тыс. рублей.
Минэкономразвития не согласилось с Минфином по ряду пунктов. В первую очередь в величине ставок. Ведомство отмечает, что предлагаемые Минфином ставки были рассчитаны исходя из кадастровой стоимости объектов капитального строительства, установленной в 41 регионе РФ.
По мнению Минэкономразвития, чтобы избежать резкого роста налоговой нагрузки и связанных с этим негативных социально-экономических последствий, ставки следует устанавливать с учетом данных о кадастровой стоимости по каждому субъекту РФ. Таким образом, отмечается в замечаниях к законопроекту, предложенные Минфином ставки требуют финансово-экономического обоснования, которое бы базировалось на данных о кадастровой стоимости объектов капитального строительства во всех субъектах РФ.
В свою очередь Минфин обращает внимание, что в НК устанавливаются лишь предельные ставки, определять конкретный размер ставок муниципалитеты будут сами, то есть смогут установить и более низкие ставки.
Помимо этого, Минэкономразвития, хотя концептуально поддержало идею системы вычетов для льготников, однако настаивает на сохранении перечня льготных категорий и невозможности исключения из него военнослужащих и членов их семей. Ведомство указывает, что в настоящее время от земельного налога освобождаются физлица, относящиеся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока, и их общины в части земельных участков, используемых для развития их традиционного образа жизни.
В законопроекте данная льгота не отражена, и ведомство считает целесообразным сохранить ее.
Минфин и в этой части не согласился с доводами Минэкономразвития, отметив, что в законопроекте предусматривается возможность для муниципалитетов расширять перечень льготных категорий самостоятельно.
По мнению Минэкономразвития, было бы целесообразно исходить из единого принципа исчисления налога на имущество для юрлиц и физлиц, и предусмотреть в проекте закона в качестве налогоплательщиков также и юрлиц. Минфин считает это пока невозможным, так как налог на недвижимое имущество признается местным налогом, налог же на имущество организаций отнесен к региональным, и отнесение юрлиц к плательщикам налога на недвижимость приведет к выпадающим доходам бюджетов субъектов РФ.