Суд установил, что учитываемые затраты на мастер-классы и конференции среди врачей по применению лекарственных средств не ограничиваются суммой в 1% от выручки. Эти мероприятия направлены не на привлечение внимания неопределенного круга лиц к товару, а на его правильное применение специалистами. Затраты на их проведение полностью списываются на затраты.
ФАС Московского округа 16 октября 2012 г. рассмотрел в кассационной инстанции дело № А40-13384/2012 о том, что считается рекламой, по которой установлена норма списания - 1% от выручки.
Проверяя ЗАО "РМ", налоговики пришли к выводу, что предприятие списало на рекламу суммы, значительно превышающие установленный норматив - 1% от выручки. По результатам проверки было предложено уплатить недоимку по налогу на прибыль в сумме 83,3 млн.руб., а также соответствующие пени и штраф.
ЗАО путем проведения научно-практических лекций на мастер-классах и региональных конференциях предоставляло лечащим врачам информацию о современных методах лечения тяжелых заболеваний и новейших лекарственных препаратах. То есть целью проведения данных мероприятий являлась не реклама медицинских препаратов, а повышение профессионального уровня врачей для обеспечения правильного применения всего арсенала современных методик лечения и лекарственных средств. Участниками данных мероприятий являлись только профессиональные врачи.
Инспекция признает, что в соответствии с п. 4 ст. 264 НК РФ расходы на участие в выставках, ярмарках и экспозициях являются ненормируемыми расходами на рекламу. При этом в данном случае инспекция решила, что расходы, связанные с проведением обучающих мастер-классов и конференций, должны относиться к нормируемым расходам на рекламу.
Суды пришли к выводу о том, что лекции не могут быть квалифицированы как нормируемая реклама, поскольку:
- они по своему содержанию носили справочно-информационный, аналитический, научный характер;
- не имели в качестве своей цели продвижение товара на рынке;
- не являлись социальной рекламой;
- не были адресованы неопределенному кругу лиц.
Кроме того, судами учитывалось, что обязательным признаком рекламы является ее направленность на привлечение внимания к рекламному объекту у потребителей рекламы. В данном случае слушателями лекций о диагностике и лечении заболеваний выступали не потенциальные потребители препаратов, не лица, принимающие решение о закупке препаратов, а лечащие врачи, которые не являются лицами, потребляющими и закупающими препараты.
Решение налоговой инспекции признано незаконным и отменено, спорные расходы полностью учтены в уменьшение налогооблагаемой базы.