Таково на данный момент решение апелляционной коллегии Верховного суда. Она отменила определение ВС о прекращении производства по делу, принятому под тем предлогом, что нормативные акты СССР в части отпусков работникам вредных производств считаются недействующими "по умолчанию". Действовать эти нормы будут, пока ВС не примет новое решение по существу.
Организация обратилась в Верховный суд, пытаясь признать недействующими нормы двух нормативных актов СССР от 1974-75 годов:
- постановление ВЦСПС от 25 октября 1974 г. N 298/П-22, которым утвержден Список производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день
- и инструкцию о порядке его применения, утвержденную постановлением Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 21 ноября 1975 г. N 273/П-20.
Заявитель мотивировал свою позицию тем, что эти нормативные акты противоречат статьям 10, 12, 116, 117, 209, 219 Трудового кодекса РФ, постановлению Правительства РФ от 20 ноября 2008 г. N 870 "Об установлении сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными условиями труда" и нарушают права и законные интересы заявителя как работодателя и участника предпринимательской деятельности.
Верховный суд, рассматривая вопрос в апреле этого года, отметил, что нормативные акты такого рода применяются в той части, в которой не противоречат положениям Трудового кодекса рФ.
При этом Федеральным законом от 30 июня 2006 г. N 90-ФЗ внесены изменения в часть вторую статьи 117 ТК, в соответствии с которыми минимальная продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, и условия его предоставления устанавливаются в порядке, определяемом Правительством РФ, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
В порядке, определяемом Правительством РФ, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, устанавливаются также минимальные размеры повышения оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, и условия указанного повышения (часть вторая статьи 147).
В рамках этих полномочий Правительство издало упомянутое выше постановление от 20 ноября 2008 г. N 870. Поэтому указанные нормативные акты СССР и так не действуют "по умолчанию". Поэтому Верховный суд своим определением в апреле прекратил производство по делу.
Однако данное решение было обжаловано в апелляционной коллегии Верховного суда, результатом чего стало вынесение определения Верховного Суда РФ от 01.11.2012 N АПЛ12-651. Коллегия пришла к выводу, что "изменение федеральным законодателем порядка установления ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, а также сокращенной продолжительности рабочего времени работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, не исключает применение нормативных правовых актов бывшего Союза ССР, устанавливающих Списки производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, поскольку в настоящее время отсутствует какой-либо иной нормативного правовой акт, заменяющий данные акты бывшего Союза ССР".
Согласно постановлению № 870 Минздравсоцразвития должно было "установить в зависимости от класса условий труда и с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, сокращенную продолжительность рабочего времени, минимальную продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, минимальный размер повышения оплаты труда, а также условия предоставления указанных компенсаций". Однако ведомство так и не сделало этого.
Поэтому апелляционная коллегия ВС отменила апрельское определение ВС и предложила все-таки рассмотреть дело по существу.
Это означает, что на данный момент указанные нормативные акты СССР пока что действуют, до вынесения решения относительно них по существу.