Электронные продажи застряли в серой зоне


Подавляющее большинство компаний, торгующих через Интернет, не платят налогов.

Годовой оборот интернет-торговли в России составляет почти 400 млрд. долл. При этом до 80% покупок совершается за наличные деньги, что позволяет уклоняться от налогов компаниям , которые чувствуют себя в относительной безопасности, поскольку государство почти не вмешивается в эту сферу. Эксперты называют рынок онлайн-торговли непрозрачным и диким, какой была торговля в нашей стране в целом в лихие 90-е годы прошлого века.

Вчера президент Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ) Сергей Румянцев представил материалы исследования, подготовленного компанией Enter, о состоянии и перспективах развития рынка онлайн-торговли в России. Картина оказалась весьма противоречивой. С одной стороны, россияне все активнее приобщаются к Интернету и осваивают его возможности для приобретения товаров и оплаты услуг. Темпы роста онлайн-ритейла в текущем году составляют около 30%. Для сравнения: в Евросоюзе этот показатель ограничен 10%, зато в Китае достигает 122%. В абсолютных цифрах успехи лидеров выглядят куда скромнее. Объем рынка интернет-торговли (данные за 2011 год) в ЕС – 260 млрд. долл., в США – 194 млрд. долл., в Китае – 25 млрд. долл., ну а в России – 10,3 млрд. долл., что соответствует примерно около 350 млрд. руб.

Впрочем, статистика интернет-торговли в России весьма приблизительна. Румянцев признался, что из почти 30 тыс. компаний, продающих товары и услуги в Интернете, лишь единицы работают более или менее прозрачно. Подавляющее же большинство участников электронным деньгам предпочитает наличные, что позволяет им избегать налогообложения. Статистика Enter такая: 20-25% покупок оплачивается банковскими картами, 75-80% – живыми деньгами. А вот данные онлайн-маркета OZON: россияне неохотно пользуются банковскими картами для оплаты товаров в Интернете. Доля составляет около 10% всех платежей. И такая ситуация сохраняется на протяжении последних лет.

Черный нал сегодня превратился в серьезный сдерживающий фактор для онлайн-ритейла, убежден Румянцев. Государство, по его мнению, этой проблемой предметно не занимается, хотя порядок можно было бы навести максимум за один год. Была бы политическая воля. Между тем от налогообложения уходит примерно 250-270 млрд. руб. Безнаказанность демотивирует участников рынка, стремящихся работать честно, которые оказываются в заведомо проигрышных условиях. Маржа у них составляет всего несколько процентов, в то время как у недобросовестных конкурентов порой достигает 50%. В целом Румянцев охарактеризовал рынок интернет-продаж России как непрозрачный и дикий, подобный тому, как выглядела торговля в лихие 90-е годы прошлого века.

Предпочитают платить наличными и сами покупатели. Россиян пока не только не приучены оплачивать покупки в Интернете электронными деньгами, но и вообще избегают такого способа оплаты. Из 65 млн. граждан РФ, являющихся интернет-пользователями, всего 13-15 млн. совершают онлайн-покупки.

Директор по маркетингу Enter Василий Мостицкий назвал другие барьеры. В их числе – дефицит свободных складских помещений, значительные сроки доставки товара, затяжная процедура (до 30 дней) возврата денег за некачественный товар.

Директор по маркетингу компании «Ирсол» Максим Болотский, комментируя «НГ» ситуацию, сделал акцент на выгодах для продавца и потребителя, которые заложены в принципах интернет-торговли. Для первого – снижение прямых издержек, масштабируемость, относительно низкая стоимость рекламного контакта с потребителем. Для второго – цены на товары в Интернете, как правило, ниже, чем в традиционной рознице. Интернет-торговля для граждан – это экономия времени, удобство и свобода выбора времени покупки.

«К сожалению, есть масса иррациональных страхов, из-за которых россияне в меньшей степени доверяет онлайн-магазинам по сравнению с европейцами и американцами. Но активный выход на рынок крупных игроков и их фокус в том числе на собственном бренде влечет повышение уровня обслуживания, и население активнее втягивается в мир онлайн-покупок. На текущий момент в процесс вовлечено около 24% аудитории Рунета, и эта доля активно растет», – считает Болотский.


Источник: Независимая газета
 

НОВОСТИ АУДИТА

Как часто следует менять место работы фи…

Как часто следует менять место работы финансовым директорам

О смене работы задумывается время от времени большинство финансовых директоров компаний. Однако для окончательного принятия подобного решения нужно все за и против тщательно взвесить, оценить, какие на текущем месте работы имеются перспективы, какова экономическая ситуация в отрасли и просчитать ...

подробнее

Причины популярности услуги внутреннего …

Причины популярности услуги внутреннего аудита

Внутренний аудит сегодня считается из всех направлений карьерного роста для экономистов, бухгалтеров, теоретиков аудиторской деятельности и практикующих аудиторов наиболее перспективным. Если проанализировать даже поверхностно сайты рекрутинговых российских агентств, можно увидеть, что на специал...

подробнее

Чем аудитор отличается от бухгалтера?

Чем аудитор отличается от бухгалтера?

Не так давно в нашем лексиконе еще не было слова «аудитор» вообще. Мало кто догадывался о существовании профессии с таким названием. Впрочем, тайной работа аудитора и сегодня остается для большого числа людей.

подробнее

НАМ ДОВЕРЯЮТ

 

АКЦИЯ

 

ВАШ КОНСУЛЬТАНТ

Инга Мандаринка
Телефон:
8.800.326.38.92 (доб.777)
skype: inga.au.info