Банкиры требуют больше времени на сбор данных о клиентах


Национальный платежный совет (НПС) в письме, направленном в Центробанк (ЦБ), указал на необходимость доработки проекта нового положения, разработанного регулятором. Документом предполагается возложить на кредитные организации обязанность предоставлять данные об операциях клиента по запросу Росфинмониторинга в электронном виде. Срок жестко ограничен — пять рабочих дней. НПС предлагает увеличить срок исполнения такого запроса в два раза (10 дней). Иначе кредитным организациям грозит массовое привлечение к ответственности за неисполнение этого требования.

Письмо НПС, в состав учредителей которого входят крупнейшие банки (Сбербанк, ВТБ, Промсвязьбанк и др.), адресовано директору финансового мониторинга и валютного контроля Банка России Елене Ищенко. В документе говорится, что исполнение требований проекта положения ЦБ в течение установленного срока "является практически нереализуемым".

Причина в том, что, согласно проекту, передача данных должна осуществляться головным офисом, как указано в письме. Но формирование здесь пакета документов по клиентам, которые обслуживаются филиалами, невозможно, поскольку в кредитных организациях отсутствуют автоматизированные банковские системы. Таким образом, исполнением ряда запросов Росфинмониторинга могут заниматься исключительно филиалы. Но учитывая правила документооборота и разницу во времени между отдельными регионами, кредитные организации могут не уложиться в пять дней.

Кроме того, проектом положения ЦБ предусмотрено, что данные должны быть предоставлены исключительно в электронном виде. Сегодня кредитные организации уже обязаны направлять в Росфинмониторинг данные по всем операциям, имеющим признаки отмывания доходов, полученных преступным путем. На это отводится всего три рабочих дня. Однако данные могут быть представлены как в электронном виде, так и на бумажном носителе.

Теперь же Росфинмониторинг намерен автоматизировать отношения с банками, обязывая их направлять данные исключительно в электронном виде, говорит вице-президент НПС Александр Наумов.

— Но в установленные сроки банки физически не смогут выполнить такие требования, — отмечает он.

Например, Росфинмониторинг потребует данные о клиенте за несколько лет. Если сведения у банка представлены на бумажных носителях, то для перевода их в электронный вид пяти дней будет явно недостаточно. Наконец, объем запрашиваемых данных является значительным, что также увеличивает сроки обработки запроса Росфинмониторинга, добавляет президент НПС Андрей Емелин.

В случае нарушения срока предоставления данных в Росфинмониторинг банкам, согласно п.1 ст.15.27 Кодекса об административных правонарушениях, грозит штраф в размере от 50 тыс. до 100 тыс. рублей.

НПС предлагает варианты решения проблемы: увеличить сроки предоставления данных до 10 дней либо предусмотреть возможность взаимодействия филиалов кредитных организаций с региональными управлениями Росфинмониторинга.

Несмотря на то что предоставление информации в электронном виде исключает временные издержки, свойственные бумажному документообороту, доводы, приведенные НПС, обоснованны, считает контролер профессионального участника рынка ценных бумаг М Банка Алексей Катин.

— Далеко не все банки используют централизованную автоматизированную банковскую систему, и многие филиалы учитывают операции своих клиентов автономно, — пояснил он.

— Процессы интеграции баз данных лягут серьезным грузом на организации и на первых этапах потребуют огромного количества ручного труда квалифицированного персонала, — соглашается начальник отдела по работе на финансовых рынках Солид Банка Федор Тихонов.

— Нужно отметить, что подразделения кредитных организаций могут располагаться не только в России, но и за границей, и в этом случае на аккумулирование информации потребуется больше времени, — отмечает начальник управления финансового мониторинга банка "Стройкредит" Оксана Курганова.

Алексей Катин добавляет, что предложения НПС ориентируются в большей степени на крупных участников рынка, поскольку вероятность возникновения проблемы неисполнения предлагаемых сроков выше у крупных банков, с разветвленной филиальной сетью и большим объемом клиентских операций.


Источник: Известия
 

НОВОСТИ АУДИТА

Как часто следует менять место работы фи…

Как часто следует менять место работы финансовым директорам

О смене работы задумывается время от времени большинство финансовых директоров компаний. Однако для окончательного принятия подобного решения нужно все за и против тщательно взвесить, оценить, какие на текущем месте работы имеются перспективы, какова экономическая ситуация в отрасли и просчитать ...

подробнее

Причины популярности услуги внутреннего …

Причины популярности услуги внутреннего аудита

Внутренний аудит сегодня считается из всех направлений карьерного роста для экономистов, бухгалтеров, теоретиков аудиторской деятельности и практикующих аудиторов наиболее перспективным. Если проанализировать даже поверхностно сайты рекрутинговых российских агентств, можно увидеть, что на специал...

подробнее

Чем аудитор отличается от бухгалтера?

Чем аудитор отличается от бухгалтера?

Не так давно в нашем лексиконе еще не было слова «аудитор» вообще. Мало кто догадывался о существовании профессии с таким названием. Впрочем, тайной работа аудитора и сегодня остается для большого числа людей.

подробнее

НАМ ДОВЕРЯЮТ

 

АКЦИЯ

 

ВАШ КОНСУЛЬТАНТ

Инга Мандаринка
Телефон:
8.800.326.38.92 (доб.777)
skype: inga.au.info