Ассоциация российских банков (АРБ) обратилась в Минфин, предложив разобраться, кто отвечает за проблему двойных списаний со счетов клиентов из-за дублирования налоговыми органами инкассовых поручений.
В процессе обмена информацией в электронном виде между банкирами и налоговиками нередки ситуации, когда банки получают от фискалов инкассовые поручения с разными именами файлов, но идентичным содержанием. Повторные электронные документы приводят к неоднократным ошибочным списаниям средств со счетов клиентов, пишут "Известия".
В материале отмечается, что порядок работы с претензиями, возникающими из-за двойных списаний, никак не решен в нормативных документах, равно как и не решено, кто за них отвечает — банки или инспекции ФНС. Это и стало причиной написания президентом АРБ Гарегина Тосуняна письма министру финансов Антону Силуанову с просьбой представить официальную позицию ведомства по вопросу.
Как говорится в письме Силуанову, эти повторные электронные документы попадают в кредитные организации от двух до шести раз — из-за невнимательности налоговых инспекторов или сбоев в компьютерных программах. Дублирующие инкассовые поручения создают риск неоднократного списания денежных средств со счетов клиентов. При этом неясно не только то, кто несет ответственность за двойные списания, если клиент предъявил претензии, но и порядок урегулирования споров, отмечается в материале.
Президент Ассоциации региональных банков России Анатолий Аксаков считает, что ответственность за двойные списания полностью должны нести фискалы. Он считает, что для налоговиков "нужно вводить специальный унифицированный программный продукт, который позволит избежать образования файлов с дублирующимся содержанием, но разными названиями".
"Это вопрос не миллионов долларов, а 5 млн рублей, и бюджет может себе это позволить. А по банковской системе ежемесячно по вине налоговиков происходит от 100 до 1 тыс. ошибочных списаний", - цитирует издание слова Аксакова.
Сейчас клиент с претензией о незаконном списании средств со счета обращается за возмещением в банк, а тот уже разбирается с налоговой инспекцией. Банк возмещает клиентские потери из собственных средств, не дожидаясь ответных выплат от налоговиков. В качестве одной из мер Аксаков предлагает штрафовать сотрудников налоговых: "Это может быть, скажем, 1-2 тыс. рублей или 1-3% от зарплаты провинившихся фискалов".
В Минфине и ФНС на запрос "Известий" не ответили.